Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Произвольность. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями, поведением. Систематическая работа с использованием различных игр и игровых упражнений позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.  Формировать произвольное поведение будущего первоклассника  надо с дошкольного детства. Игровая деятельность является важным условием формирования  произвольного поведения ребенка.

Предлагаю Вам  игры и упражнения на развитие внимания, произвольности  у детей старшего дошкольного возраста.  Данные игры могут быть полезны и для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

В начале обязательно объясните ребёнку правила игры. При необходимости покажите способы выполнения. Главное — чтобы данные игры вызывали у ребёнка положительные эмоции! Хорошо, если Вы, уважаемые родители, будете играть вместе с ребёнком!

Во всех этих играх есть правила, которые необходимо соблюдать и цель, которую необходимо достичь.

Варианты игр. 

«Найди два одинаковых предмета». Ребёнку предлагается  карточка с изображением пяти и более предметов, два из которых одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор. 

«Найди отличия». Ребёнку предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо найти эти отличия.

 «Запрещенное  движение». Ведущий называет и показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Задача ребенка повторять все движения, кроме запрещённого. Запретным может быть одно или несколько движений.

 «Нанизывание бусинок». Ребенку предлагается нанизывать на нитку или проволоку бусинки в определённом порядке (например: 2 синие бусинки, 1 желтая, 1 красная, 2 синие, 1 желтая, 1 красная и т. д.). 

«Срисовывание по клеточкам». Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам. 

«Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения - пальцем или карандашом. 

«Сколько чего?». Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К" ("Т", "С"), все стеклянные (или металлические), все круглые (квадратные), все белые предметы. 

«Дорисуй». Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т.п. 

«Зачеркни». Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты. 

«Четыре стихии». Играющие выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. 

 «Кто летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и машет руками. Если назван предмет, который не летает,  то ребенок молчит и не поднимает руки. 

«Съедобное-несъедобное». В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

 «Слушай внимательно». Ребенок слушает команду: "Плечо" и дотрагивается до плеча. "Нога" - дотрагивается до ноги. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки (Например: говорит «Плечо», а дотрагивается до ноги). Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться. 

«Выкладывание узора из мозаики или из палочек». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п. 

«Рисование двумя руками» (см. образцы). На рисунках есть точки, с которых нужно начинать обводить изображение. Дайте ребёнку в каждую руку по карандашу. Попросите малыша поставить карандаши в начальные точки и начать обеими руками обводить рисунки. Обязательно скажите, что контуры, обведённые разными руками, будут отличаться друг от друга. Следите, чтобы ребёнок не устал. Давайте отдыхать при необходимости. Обязательно поддержите ребенка, похвалите. Ведь это не простые задания. А Ваш ребёнок их выполняет! 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ 

«Выполни задание по образцу». 

 

«Найди и покажи всех птиц».

 

«Выполни задание по образцу».

 

«Найди и покажи всех животных».

 

“Рисование двумя руками”. 

 

«Дорисуй Половинки».

Вначале объясните и покажите ребенку, как следует выполнять такие задания. Затем предложите ребёнку выполнить задание самому. Обязательно похвалите ребенка за старание!       

Можно вначале предложить ребёнку обвести нарисованную часть, затем дорисовать.

Задания составлены таким образом, чтобы ребёнок смог дорисовывать и левую и правую половинки рисунка. 

                   

 

 

        

        

Педагогическая мастерская

cnt.sputnik.ru