Вы купили новую игрушку, чтобы порадовать ребёнка, но вскоре малыш сломал её, потом ещё одну, третью. Что происходит с малышом? Почему он ломает игрушки?!

Часто дети показывают совершенно непредсказуемые поведенческие моменты. Когда взрослый видит сломанную игрушку, которую он недавно купил своему любимому малышу, он может чувствовать обиду и считать, что ребёнок проявляет неуважение к родительскому труду, может ругаться или думать, что малыш проявляет необоснованную агрессию. Конечно, причины подобного ≪погромного≫ поведения разнятся в каждом индивидуальном случае.

Но, как правило, если спокойно рассмотреть причины такого поведения малыша, всё объяснится особенностями развития детей.

Естественно, мы не берём в расчёт некачественные игрушки, которые ломаются сами при первой игре.

Это забота родителя — купить надёжную, долговечную игрушку, которая пройдёт с малышом ≪и огонь, и воду≫.

Итак, ребёнок постоянно ломает игрушки, потому что…

Исследует.

Исследовательская деятельность является одной из ведущих для личностного развития ребёнка. Вы знаете, что малыш всё хочет покрутить-повертеть, попробовать на зуб. Вот и получается, что

ребёнок в силу своего ≪любопытства≫ разобрал игрушку на мелкие детали для того, чтобы изучить её, посмотреть, как она сделана и из

чего состоит. Маленьким детям не свойственно устанавливать причинно-следственные связи и задумываться над тем, сколько работали родители, чтобы купить подарок. Потому, если за ребёнком замечена такая ≪поисковая активность≫, порадуйтесь его инженерным задаткам. Сейчас довольно легко развить в ребёнке эти начинания, предложив поиграть с разнообразными конструкторами, игрушками-трансформерами.

Пытается обратить на себя внимание.

Но бывают и другие случаи. Например, родители, устав от трудовых будней покупают ребёнку всё новыми и новыми игрушки, только чтобы он их не беспокоил. И тогда ребёнок большую часть времени предоставлен сам себе, неудивительно, что у него рождается протест. Ломая игрушку, малыш пытается сказать: ≪Обрати на меня внимание, мне не нужна игрушка, мне нужен ты – родитель, посмотри же на меня!≫.

Увлекается игрой.

Не стоит забывать и о том, что ребёнок во время игры часто оказывается настолько вовлечённым в сюжет, в свою фантазию, что просто не замечает, как ломает игрушку, например, уничтожая страшного противника.

Выплёскивает свои эмоции.

Есть ещё одна причина деструктивного поведения детей по отношению к своим игрушкам — выплеск негативных эмоций, освобождение от агрессии. Взрослым тоже свойственно во время вспышек гнева повышать голос или стучать кулаком по столу, бросать какие-либо предметы. У детей происходит нечто подобное, особенно, если малыш чересчур

импульсивен и эмоционален. А если в семье присутствует взрослый с таким же взрывным характером, то вообще есть пример для подражания. Поэтому ребёнок будет ≪вымещать негативные эмоции≫ на своих игрушках, просто копируя взрослых. В таком случае малышей рекомендуется учить справляться с эмоциями по-другому, например, рисовать и направлять свою эмоциональную энергию на рисунок, выражать своё внутреннее состояние при помощи цвета.

Часто негативные эмоции и агрессия появляются, когда малыш считает себя незаслуженно наказанным. Он может ≪на зло≫ взять и швырнуть, разломать игрушку, отыграться на ней. В момент наказания ребёнка надо спрашивать, понял ли он, за что его наказали, считает ли он себя неправым в данной ситуации. Порой дети вообще не понимают, что сделали не так и не считают себя виноватыми.

Не получается играть.

Не забывайте, бывают и дети, со слабо развитой моторикой. Они хотят играть в игрушки, но те сами выпадают из рук и ломаются. Малыш начинает нервничать, переживать. В конечном итоге игрушка оказывается разломанной и заброшенной в самый дальний угол. За это не стоит винить малыша, следует приобретать игрушки, которые помогут ребёнку развивать моторику. Это может быть обычный пластилин или специальные шнуровки, разные конструкторы (по возрасту) и мозаики, любые клавишные музыкальные инструменты.

Если вы заметили, что ребёнок ломает игрушки, не торопитесь кричать и впадать в панику. Понаблюдайте за малышом. Вы обязательно увидите причину. Лучше приложить усилия к устранению проблемы, чем ругать своего ребёнка за плохое поведение, которое вряд ли появилось просто так.

Педагог-психолог (Журнал «Игры и игрушки»).

Педагогическая мастерская

cnt.sputnik.ru