муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46 компенсирующего вида «Лучик»
660135  г. Красноярск, ул. Взлётная, 22 т. 228-09-15, 220-07-57



Проект «Скоро в школу!»педагога - психолога МБДОУ № 46
Татоевой Л. В.на 2020– 2021 учебный год


 Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, безусловно, требующий определённого уровня готовности к этому новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.

Основой  успешной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). А также, что не менее важно, произвольность, работоспособность. При подготовке к школе необходимо научить ребёнка слышать, видеть, наблюдать, перерабатывать полученную информацию. Также необходимо, чтобы к началу обучения в школе, у ребёнка были развиты такие качества личности, которые помогли бы ему общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима физическая готовность.  Уровень физического развития школьников напрямую связан с развитием мозга, а хорошая физическая активность и развитие позволяет детям иметь лучшую успеваемость. Дети, физическая подготовка которых лучше, имеют более развитую память, и лучше оперируют любыми видами информации, то есть добиваются лучших результатов.

В свете физической подготовки к школе важную роль играет развитие мелкой моторики. Гармонизация в работе пальцев рук у детей – залог успешности в обучении . Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов. Учеными Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук  подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Поэтому так необходима дополнительная работа по развитию мелкой моторики рук.

Проблемы не успешности в обучении, а также в других сферах у детей, могут быть решены или не возникнуть совсем, если в процессе роста в работу включены оба полушария головного мозга. Интегрированной работе полушарий мозга способствуют специальные двигательные упражнения из «Гимнастики мозга». Специалисты в нейронауках и психофизиологии накопили доказательство того, что существует прямая взаимосвязь между мыслительными (интеллектуальными) способностями и физическими упражнениями. Оказалось, что определенные физические упражнения стимулируют  интеллектуальное развитие.

Большое значение при поступлении детей в школу имеет развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы. Что позволяет детям легко вступать и поддерживать контакт со сверстниками и взрослыми, уметь договариваться, прислушиваться к мнению другого, решать конфликтные ситуации, доводить начатое дело до конца.

Контингент нашего дошкольного учреждения не простой, это дети с многочисленными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства. Также у большинства детей имеются сопутствующие интеллектуальные и речевые нарушения. У части детей отмечаютсяпроблемы в эмоционально-волевой и социально-личностной сфере. Все это создает дополнительные трудности при освоении образовательной программы.

Модернизация содержания образования, внедрение ФГОС  требуют от педагога создания условий для подготовки детей к школе с учетом их потребностей и возможностей.  Важно понимать, что для детей с ОВЗ, необходима дополнительная деятельность по  физическому и познавательному развитию при подготовке к обучению в школе.  Формой такой работы может  стать проектная деятельность с детьми по подготовке к обучению в школе с использованием кинезиологических упражнений и метода мозжечковой стимуляции. Данная работа позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, что способствует улучшению у ребенка восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, пространственных представлений, развитию мелкой и общей моторики.  А так же, снижает утомляемость и повышает способность к произвольному контролю. Также в работу включены игры и упражнения  на развитие эмпатии, коммуникативных навыков. Данные упражнения предлагается  выполнить  в парах или небольших группах.

Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься. 

Цель: создание условий для гармоничного развития детей 6 лет с ОВЗ, подготовка к обучению в школе.

Задачи:- развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение);- развивать произвольность;- развивать межполушарное взаимодействие, координацию рука-глаза;- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве и на листе бумаги;- улучшить социальные и коммуникативные навыки;- формировать уверенность в своих силах.Предполагаемый результат: у детей подготовительной к школе группы развиты познавательная, эмоционально-волевая и социальная сферы. На достаточной уровне развита общая и мелкая моторика, развито межполушарное взаимодействие. Улучшена координация движений и ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Это позволит детям в дальнейшем легко адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.   

Структура:

1. Мотивационная часть.Сплочение детей, настрой на совместную работу.   Снятие внутреннего напряжения.Групповые нормы.

2. Основная часть.Развитие восприятия, памяти, внимания,  мышления, воображения, связной речи.Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, межполушарных связей, координации рука-глаз.Развитие ориентировки в пространстве и на листе бумаги.Развитие  произвольности, самоконтроля.Развитие эмоционально-волевой и социально-личностной сферы

3. Рефлексия.Подведение итогов занятия.
В занятия включены пальчиковые игры, физминутки, задания с использованием нейротренажёров.

Используемая литература:

1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие / Под науч.ред. Б.С. Волкова — 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Ось-89», 2004. - 192 с.              2.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.,2001.

3.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

4.Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М.,1999.

5. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенч., ранний и дошкольный возраст. - М.: Просвпещение, 1991.- 159 с.1. Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М.: Генезис, 2010.

6. Пол И. Деннисон, Гейл И Деннисон «Гимнастика мозга». Edu-Kinesthetics, Inc., 2012.

Педагогическая мастерская

cnt.sputnik.ru