Суть развития критического мышления состоит в том, чтобы научить ребёнка мыслить самостоятельно, а не просто оперировать полученными готовыми знаниями.

Не просто много знающий, а способный к познанию ребёнок сможет осилить любую образовательную программу без перегрузки и напряжений.
    Развивать критическое мышление нужно с дошкольного возраста и, конечно, в игровой форме. Специальные игры помогут развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Предложенные игры помогают дошкольникам научиться классифицировать, сравнивать, вычленять общее, оценивать, критически анализировать информацию, уметь делать выводы, принимать продуманные решения, не бояться высказать своё мнение, уважать и принимать во внимание мнения других людей, находить причинно-следственные связи, научиться здоровой дискуссии.

 

  1. Игра "Почемучка".

Игра «Почемучка» научит ребёнка рассуждать. Не давайте готовые ответы на вопрос «почему?». Начните беседу на улице, давая пример хода рассуждений: «Почему не нужно сейчас прыгать в лужу?». Если ребёнок не знает, что ответить, задайте ему наводящий вопрос: «Что случится, если ты прыгнешь в лужу? Правильно, ты испачкаешься и промокнешь! Тогда нам, скорее всего, придётся уйти домой с прогулки». Главное, чтобы ребёнок выдвигал как можно больше гипотез, делал обобщения, искал причины, мыслил и активизировал запас знаний, фантазировал.

  1. Игра "Додумки".
    Игра «Додумки» поможет развить не только критическое, но и творческое мышление. Прочитайте с ребёнком рассказ или сказку. На самом важном поворотном событии предложите ему додумать свой вариант сюжета. Дочитайте книгу до конца и сравните свой и авторский варианты концовки. Порассуждайте, почему такой конец придуман ребёнком и автором.
  2. Игра "Картинки-загадки".

Выбирается один водящий, остальные - отгадывают.

В коробку положить маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал загаданный предмет.

 

  1. Игра "Угадай игрушку".

Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать "загадку". Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка "зайка". Ребенок прыгает, "грызет морковку" и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Если ответ правильный, выбирается другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать "загадку".

 

  1. Игра "Придумай загадку".

Из группы детей выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Группа должна эту загадку отгадать.

Далее другой ребенок придумывает загадку и т. д.

                                              

  1. Игра "Кто кем (чем) будет?"

Игра хороша тем, что можно играть и компанией и вдвоем с  ребёнком. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)

 - цыпленок - петухом;

 - мальчик - мужчиной;

- теленок - коровой или быком

 - бумага - книгой

 - снег - водой

 - вода - льдом

 - семечко - цветком

 - мука – блинчиками и т. д.

 

  1. Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

  • - Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
  • - Что бывает длинным? (коротким)
  • - Что бывает широким (узким)?
  • - Что бывает круглым (квадратным)?

В игру можно включать самые разные понятия, например: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

 

  1. Отгадай предмет по его частям.

В эту игру можно играть в двух вариантах.

Первый вариант - с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображением различных предметов - мебель, овощи, животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам, и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.

Второй вариант - без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком, например, по дороге из детского сада.

Примеры:

Четыре ноги, спинка, сиденье.

Цифры, стрелки.

Буквы, картинки, листы.

Ствол, ветки, листья.

Корень, стебель, листья, лепестки.

Экран, кнопки, электрический шнур, пульт.

Носик, ручка, крышка, электрический шнур.

Лапы, хвост, ошейник.

Лапы, хвост, хобот.

На первый взгляд все кажется слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!

 

  1. Отгадай предмет по описанию.

Условия игры те же, что и в предыдущей. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как: мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.

Примеры:

Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.

Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.

Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.

Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.

 
   Смышлёность и любознательность ребёнка – первые шаги развития его критического мышления. Следует научить его уважать другое мнение, прислушиваться к нему и уметь находить положительное и полезное для себя. Важно научить анализировать свои ошибки, совместно со взрослыми уметь делать выводы. Главное – это создать условия для принятия ребёнком самостоятельных решений без навязывания своих «взрослых» готовых ответов и суждений, тогда ребёнок вырастет решительным и уверенным в себе.

Педагог-психолог.

Педагогическая мастерская

cnt.sputnik.ru