Зачастую с этими вопросами родители обращаются к педагогам. Время, действительно, меняется, меняются и педагогические технологии. Появляются новые методы и приемы работы с детьми. Однако, есть неизменные и важные моменты в воспитании дошкольников – это чтение сказок.

Сказки ни в коей мере не надо рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познание и кругозор. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Слушая сказки, ребенок учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им. Сказки помогают ребёнку понять, что такое добро, а что такое зло, поверить в силу добра. Сказки учат быть добрыми, отзывчивыми, честными. Учат умению помогать другим, уважать старших, любить природу и т.д.

Сказки несут в себе огромный потенциал. С одной стороны, с  помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся  личности. И в этом случае про сказки говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». С другой стороны, помогают ребенку решить его внутренние проблемы. Именно чтение сказок формирует нравственные качества у малыша, учит находить выход из разных жизненных ситуаций.  

Чтение сказок оказывает благотворное влияние на развитие всех психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, речи).

Бывает, что ребенок несколько недель и даже месяцев подряд просит каждый вечер почитать одну и ту же сказку, не разрешая изменить или пропустить хотя бы слово, а однажды, к изумлению взрослых, просит другую сказку и больше никогда к прежней не возвращается. ПОЧЕМУ? Дело в том, что ребенок интуитивно выбирает сказку, которая отвечает той проблеме развития, которая стоит сейчас перед малышом. Ребенок слушает сказку столько раз, сколько ему нужно, чтобы решить очередную задачу, после чего оставляет сказку позади, как ступеньку.

При чтении сказок, надо помнить, что чтение таких произведений должно быть ярко и эмоционально окрашено, так как монотонная, безэмоциональная речь не произведет на малыша впечатления, возможно, он даже не запомнит прочитанного.

Дети до 3х лет улавливая мимические перемены взрослого, интонационные переходы, знакомятся с мимикой и жестами, им нравится самим подражать голосам животным, дети с охотой подключаются к жестикулированию.

С трех до пяти у детей сохраняется конкретность мышления, поэтому лучше подбирать сказки с простым и понятным сюжетом.

После пяти лет у ребенка активно формируется способность к эмпатии, к более глубокому сопереживанию, нежели до 5 лет. И это умение сопереживать, сочувствовать неоценимо для последующего жизненного пути маленького слушателя.

В возрасте до 5 лет лучше читать сказки про животных. В старшем дошкольном возрасте — волшебные сказки.

После прочтения небольшого фрагмента рекомендуется задавать вопросы: хорошо ли поступил тот или иной герой? А в какие игрушки он играл? А что тебя порадовало? А как нужно было поступить и пр. Задавая вопросы, вы учите ребенка рассуждать, развивается мышление и воображение, память и речь.

Кроме того, читая сказки, вы обращаетесь к внутреннему миру малыша, в своих ответах на вопросы, малыш многое расскажет о себе. Какой герой ему больше всего понравится, и мамы с папами поймут, почему. Что ему понравилось или что взволновало, что тоже будет информативно для родителей.

Совместное чтение сказок рождает доверительную атмосферу между малышом и родителями, ведь здесь и эмоциональный контакт, и теплые прикосновения, и безграничный полет фантазии. А главное, что в таких путешествиях, малыш не один, а вы вместе.

Читайте сказки, обсуждайте их вместе с ребенком, придумывайте свои сказочные истории, и вы увидите, какими теплыми станут ваши отношения с ребенком, как обогатится его речь, и разовьются интеллектуальные навыки.

 

Педагогическая мастерская

cnt.sputnik.ru